Пролетарский мужской журнал .

Россия у нас одна и любить ее надо всякой.

Previous Entry Share Next Entry
Символ.
amonov
belaz_540a_3_1.jpeg


БелАЗ-540 большой символ успехов советской автомобильной промышленности, да и советской экономики вообще. Образ этого автомобиля был запечатлен на плакатах, открытках, марках и кино. Автор дизайна этого символа Валентин Сергеевич Кобылинский. Обычно о авторах дизайна советских коммерческих автомобилей известно мало, информация крайне скупа. Хорошо что Валентин Сергеевич жив, здоров. Хотя и года его немалые. Не так давно были опубликованы воспоминания Валентина Сергеевича. Жаль что в скупой форме журнальной статьи.

Воспоминания Валентина Кобылинского были опубликованы в журнале Грузовик-пресс номер 4 и 5 за этот год. Воспоминания интересные, много любопытных нюансов. Относятся они к пятидесятым и шестидесятым годам — времени становления школы советского автомобильного дизайна.

Здесь же я процитирую часть относящеюся к созданию дизайна БелАЗа-540.
–-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Автомобили как таковые меня волновали. Скажем, вагонная компоновка — главная тема творчества Долматовского — для меня была прежде всего возможностью поиска новой формы автомобиля, наиболее ярко выявляющей именно эту его особенность. Мне было важно опереться на что-то характерное в каждой конструкций. Деталь? Прием? Нет — точка опоры! Когда мы учились, у нас было выражение: «Идея!» Мотив, мелодия, то, что запоминается сразу. Дальше аранжировка, оркестровка, но главное — мелодия! Уловил, понравилось, а потом пошло, пошло, и едва успеваешь намечать. Охватывает подъем, волнение — главное найдено! В БелАЗ-540 такой точкой опоры стала одноместная асимметрично посаженная кабина. Это был пункт подачи.

Развитие плоскости капота совершенно несообразно со всем, что было раньше. Пустыня! И на ней — кабина. Блюдо с ломтиком торта.

Как случилось, что я оказался в Белоруссии? С подачи Ю.А. я делал проспект на карьерный самосвал МАЗ-525. Его выпускал филиал Минского автозавода в Жодино(в дальнейшем Белорусский завод). Но директор Николай Иванович Деревянко стремился руководить самостоятельным предприятием. « Завод не может быть, пока у него нет мозга — КБ!» Молодым конструкторам сразу давали прибавку к зарплате, выделяли жильё в Жодино. Это Деревянко привел главного конструктора Золю Львовича Сиротина.

И вот, по просьбе Сиротина прислать кого-то Долматовский командировал в Жодино меня: «Приезжайте, заводу надо сделать собственную марку!» Командировка на три недели. Это был конец 1960 года. Раньше я не мог поехать, жена была в Пловдиве, на меня оставалась дочка. Приехал в конце ноября. Прихожу к главному конструктору, а он мне говорит: « Забудьте про эмблему! Сейчас проектируем новую машину. Хотим, чтобы Вы предложили нам варианты внешнего вида.» За эти 20 дней я определил для себя будущий облик машины и выполнил эскиз и чертежи внешнего вида и каркаса для модели в М1:10. Новый 1961 год я встретил в Москве и сразу вернулся на завод, где выполнил пластилиновую модель в масштабе 1:10. По ней и уточненным чертежам конструкторы-кузовщики разработали кабину, облицовку и все оперение будущего «540». Но позже потребовалось использовать ту же кабину и облицовку на «548» модели (самосвал грузоподъемностью в 40 тонн), а это совсем другие размеры. Тогда-то в поисках решения унифицированной облицовки и появился Г-образный буфер со встроенными в него фарами. Коробки с фарами первого варианта «540-го» меня не удовлетворяли, и я воспользовался случаем, чтобы предложить более лаконичное и, на мой взгляд, более острое решение. Не сразу решил я решил и привязку буфера к правому крылу. Позже я привез два эскиза решения этого места. Но к тому времени на заводе было выполнено то, что я полагал временным. «Оба варианта дороже того, что уже сделано. Если мы переделаем, с нас вычтут разницу!» - таков был ответ конструкторов. Всю жизнь я стесняюсь правого борта с «гофрами».
belaz_540a_2.jpeg
1362379040_belaz-540.jpg
belaz_unsorted_5.jpeg
belaz_540a_3.jpeg
1338364439_truck-auto.info_belaz-540a_4.jpg
autowp.ru_belaz_1.jpeg
1338364387_truck-auto.info_belaz-540a_1.jpg

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Я помню, встречал самые маленькие Белазы на загородной дороге. Высокие и короткие машины привлекали внимание, в отлчии от классических Кразов и Татр. Именно, что высокие и широкие. Карьер гравия недалеко от города тогда ещё работал.

Да, в жизни еще любопытней смотрелись, чем на фото.

Замечательная техника и потрясающий дизайн.
Потом многотысячные фото стали появляться: сравнение обычных грузовых и легковых авто, мотоциклов и пр. с его колесом.

С ПЕРВОМАЕМ !
Добра, мира, благополучия!

Да, были такие фото. Отлично помню.

Спасибо. И вас с праздником.)

На Белазе - ты Бог на дороге.)

Выше всех точно.

(Deleted comment)
Большое спасибо!

И вас с праздником.)

У "больших" Белазов мёртвая зона невидимости- около 4 метров. Это сегодня придумали всякие радары- парктроники, видеокамеры. А раньше водителей выручала осторожность и интуиция. Не помню, где читал рассказ про водителей Белазов, написанный четверть века назад. Шофёр собрался ехать, но оставил машину на стояночном тормозе, вылез из кабины, подошёл к краю горизонтального капота, а там внизу кто то легковушку поставил и ушёл. Можно верить или нет, но размеры впечатляют.

Edited at 2015-05-01 07:48 pm (UTC)

мощная точилка!

Крупный формат.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account